На главную Карта сайта Обратная связь          
О нас | Структура | Экскурсия по КЦМР | Контакты | Перспективы | Новости | Вакансии
KAZ RUS ENG
 МСПД
Информация о МСПД
Участники МСПД
Вопросы и ответы
Тарифы
 Клиринг
Информация о Клиринге
Участники Клиринга
Вопросы и ответы
Тарифы
 СОБС
Информация о СОБС
Тарифы
 Статистика
Статистика МСПД
Статистика Клиринга
Статистика ПС
Статистика СОБС
Статистика СМЭП
Информация о системе
Тарифы
Национальный клиринг
Тарифы
Национальный клиринг
Тарифы
Общая информация
SWIFT Бюро
Тарифы
Информация о системе
VIDo
Часто задаваемые вопросы о ФАСТИ
Тарифы
Информация о системе
Информация по подключению
Тарифы
Клиринг : Информация о Клиринге

Внедрение Клиринга в Казахстане началось в 1995 году после утверждения Правлением Национального банка "Временного положения о межбанковском клиринге в Республике Казахстан". Это положение было разработано в целях развития и совершенствования платежной системы Республики Казахстан и в соответствии с Законами Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках в Республике Казахстан", "Временным положением о безналичных расчетах в Республике Казахстан".

В начале Клиринг функционировал на базе Алматинской клиринговой палаты, которая была создана Национальным банком с целью проведения эксперимента по построению и внедрению новой, более надежной, безопасной и эффективной национальной платежной системы. Это был первый шаг в построении долгосрочной платежной системы по международным стандартам и правилам на базе существовавшей во времена СССР системе.

После получения положительных результатов, технология и программное обеспечение клиринговой палаты в 1996 году были внедрены во все областные управления Национального Банка. Это позволило решить проблему ускорения проведения платежей в регионах до построения полноценной платежной системы.

В связи с переходом всех многофилиальных банков на единый корреспондентский счет на уровне республики с 1 августа 1999 года были закрыты областные клиринговые палаты с передачей функций в Клиринг и в частные клиринговые палаты.

Пользователями Клиринга являются Национальный Банк Республики Казахстан, Казначейство Министерства финансов, НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", АО "Казпочта" и банки второго уровня.

Для получения статуса "Пользователь Клиринга" банки должны заключить с КЦМР договор об оказании услуг по клирингу. Для подключения к Клирингу обязательным условием является наличие счета в МСПД. Клиринг, как и МСПД, является системой электронного перевода денег только по территории Казахстана.

Платежные документы отправляются в Клиринг через тот же терминал, через который отправляются платежи в МСПД. Таким образом, клиринговые платежи получают ту же степень надежности и безопасности, что и платежи, проведенные через МСПД.

Выбор платежной системы для проведения платежа остается за банком. В данном случае выбор будет зависеть от срочности платежа: либо он будет проведен в реальном масштабе времени, через МСПД, либо он будет проведен после выполнения окончательного расчета клиринга, который происходит после 15:00 часов.

При выборе системы проведения платежа немаловажным фактором является стоимость платежа. В МСПД платеж стоит дороже, но гарантия расчета больше, главным условием проведения платежа является наличие денег. В Клиринге стоимость меньше и время расчета позже.

Платежные документы в клиринге обрабатываются по принципу многостороннего взаимозачета. Так как в Клиринге сосредоточено значительное количество розничных платежей, в Клиринге повышается оборачиваемость денег. Деньги для окончательного расчета требуются только один раз в конце операционного дня Клиринга, и размер требуемых денег ограничен суммой чистого дебетового сальдо, таким образом, в течение дня они могут быть использованы пользователями для других целей.

Основные особенности Клиринга:

  1. Пользователями могут быть все банки Казахстана, а также небанковские финансовые учреждения, осуществляющие отдельные виды банковских операций (НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", Казначейство и др.).

  2. Используются только электронные платежные документы, которые выдаются пользователям после окончательного расчета, оформленные в соответствии с утвержденными форматами (МТ100, МТ102).

  3. Существует ограничение на максимальную сумму одного платежа 5,000,000.

  4. Пользователям предоставляется возможность отправлять платежи с будущей датой валютирования платежа T+3 дня, которые будут храниться в системе и при наступлении указанной даты, приниматься в обработку.

  5. Возможность отзыва отправленных платежей до окончательного расчета.

  6. Возможность использования одним пользователем нескольких терминалов входа в платежную систему, один из которых будет являться основным.

  7. Цены на оказываемые услуги в Клиринге значительно дешевле по сравнению с МСПД.

Обмен сообщениями в Клиринге также, как и в МСПД осуществляется только электронным способом, с использованием SWIFT-подобных форматов передачи информации, которые разрабатываются, дополняются и утверждаются КЦМР.

Операционный День Клиринга

Клиринг функционирует на многосторонней основе без предварительного депонирования денег для проведения расчетов. Новый операционный день начинается в 16:00 часов.

Прием документов в клиринг происходит круглосуточно, финальный расчет производится один раз с 15:00 до 16:00 часов.

В Клиринге отсутствуют кредитовые и дебетовые ограничения.

На сегодняшний день управление рисками происходит по методу "развязка очереди".

При обработке платежного документа в Клиринге осуществляется контроль на:

  • соответствие структуры сообщения принятым форматам;

  • корректность электронной цифровой подписи;

  • уникальность референса;

  • правильность БИКов отправителя и получателя;

  • контрольный разряд счета отправителя и получателя;

  • соответствие даты валютирования;

  • наличие права для отправки отправителем и приема получателем платежей;

  • наличие заполненных кодов ЕКНП;

  • соответствие суммы платежа существующему ограничению.

В случае невыполнения условий контроля платеж отвергается с созданием отправителю платежа сообщения об ошибке (МТ905), в котором указывается код и наименование ошибки. При выполнении условий всех пунктов контроля, Клиринг помещает платежный документ в очередь.

В течение операционного дня, по запросу пользователя, Клиринг предоставляет электронным способом выписки, содержащие следующую информацию:

  • количество и сумму платежных документов, переданных данным пользователем в Клиринг;

  • количество и сумму платежных документов, поступивших в пользу данного пользователя;

  • количество и сумму не принятых платежных документов, с указанием кода ошибки;

  • количество и сумму платежных документов, поступивших в пользу данного пользователя, которые впоследствии были отозваны по инициативе отправителя;

  • о текущей чистой позиции пользователя в клиринге.

Данный вид услуг позволяет пользователю в течение операционного дня иметь полную информацию о своем состоянии в клиринге, управлять своей ликвидностью, планировать и регулировать платежный баланс, формировать потоки платежей и т.п.

Все поступившие платежные документы в течение дня выстраиваются в очередь до момента окончательного расчета и принимаются в очередь по принципу FIFO (first in-first out).

Пользователи имеют возможность до закрытия операционного дня отозвать отправленный в Клиринг платежный документ. Пользователи Клиринга самостоятельно присваивают степень приоритетности своим платежам в зависимости от своей внутренней политики.

В 15:00 часов закрывается операционный день клиринга и прекращается прием платежных документов, производится зачет встречных требований с текущей датой платежа и определяется чистая позиция каждого пользователя. Зачет платежных документов пользователей производится в соответствии с кодами приоритетности, в пределах одного кода приоритетности платежные документы обрабатываются в порядке их поступления.

После определения чистой позиции каждого пользователя, у пользователей с дебетовой чистой позицией система межбанковского клиринга резервирует в МСПД сумму денег, равную дебетовой чистой позиции данного пользователя. На основании платежных документов, сформированных ЦКП, в МСПД осуществляется перевод денег по результатам чистых позиций клиринга.

В случае недостаточности денег в МСПД для проведения окончательного расчета, платежи, стоящие в очереди с меньшим приоритетом, аннулируются с уведомлением отправителя платежного документа.

После осуществления окончательного расчета клиринг формирует каждому пользователю комплект завершающих операционный день документов:

  • окончательную выписку о проведенных платежных документах;
  • ведомость не проведенных документов;
  • справку о прохождении сообщений пользователя в разрезе типов сообщений и времени их прохождения;
  • все платежные документы, поступившие в пользу данного пользователя.

Участники Клиринга | Клиринг:Вопросы и ответы | Статистика Клиринга |
МСПД:описание | Участники МСПД | МСПД:Вопросы и ответы | Статистика МСПД

Вверх

Общие сведения
Техническое описание
Корневые регистрационные свидетельства (сертификаты) и список отозванных регистрационных свидетельств (сертификатов) пользователей
Управление регистрационными свидетельствами
Идентификаторы (OID) политики регистрационных свидетельств
Дополнительные сервисы
Тарифы
Информация о системе
Презентация
Участники СМЭП
Тарифы
Информация о системе
Тарифы
Оборудование и телекоммуникации
Программное обеспечение
Основные аспекты
Безопасность платежной системы
Политика информационной безопасности
Законы, правила, инструкции, договоры
Интернет адреса
Анкетирование участников МСПД и СМК
Семинары
Конкурсы
Закупки из одного источника
Закупки способом запроса ценовых предложений
План закупок
050040, Республика Казахстан, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д. 21
Телефон: +7 (727) 250-67-22. Факс: +7 (727) 250-66-11. Email: info@kisc.kz